Об избежании аварий, планировании маневров и габаритах на примере АФУСа ДТМ '91

Fanat Nakovalen

Профессионал
Гонщик VRC
Судья
За последние несколько этапов произошли инциденты, которые побудили написать пост общего плана.

Во-первых, разберем увороты на торможениях от летящей сзади машины, и почему они состоялись или не состоялись. Основная причина попадания этих эпизодов в колонку - это комментарии от Альберта Масленникова на тему "почему люди не смотрят в зеркала". Своя правда в этом есть, иногда можно увернуться и отделаться легким испугом и потерей времени. Но не всегда это возможно.

Для начала сам инцидент:


Альберт не смог эффективно затормозить и полетел прямо в гущу машин, которые еще не успели растянуться ко второму кругу. Крупная авария с несколькими участниками.

Чуть позже в гонке произошел подобный инцидент с участием Виктора Самохвалова и Романа Рябцева. Роман, однако, смог увернуться в последний момент и продолжить гонку без повреждений:


Разберем оба эпизода, используя позиционирование машин на трассе и несколько стримов гонщиков для понимания, что в эти моменты показывают виртуальные зеркала.



Эпизод начинается на таймкоде 30:50

Фрагмент со стрима Александра Мешкова, момент когда Альберт пропадает из зеркал.



Аналогичный момент со стрима Андрея Фомичева.

В обоих случаях полная потеря видимости машины слева происходит когда последняя приближается вплотную к перекрытию, но при это находится не рядом, а через промежуток в 5-6 метров.



В случае с Альбертом он мало того что попадает примерно в эту слепую зону, так еще и делает это непосредственно рядом с апексом, где Анатолий уже входит в поворот со внешней траектории, дополнительно уменьшая себе угол обзора. Единственный шанс избежать столкновения в данном случае: начать маневр сильно заблаговременно, когда еще не очевидно что Альберт не сможет остановиться машину.



В случае с Романом ему на руку играют два фактора: он заходит в поворот по траектории раннего апекса, благодаря этому сближается с Самохваловым и тот снова попадает в поле видимости, и параллельно Самохвалов располагается несколько дальше от кормы Романа, что также помогает его увидеть.

В конечном итоге не стоит слишком сильно надеяться на то, что вас хорошо видно. Это зависит от множества факторов, вы появляетесь в зеркалах на ограниченное количество времени и также исчезаете из них, где-то вас вовсе не видно, поэтому постарайтесь просто не доводить до подобного, а если уж дошло - остается только надеяться.

Во-вторых, пара слов про габариты (как минимум на Мерседесе). Еще на прошлом этапе в эпизоде Гранатович - Фомичев меня несколько удивило, как плохо было видно количество места справа на стриме Андрея. И как кажется, что ты едешь на апекс, когда на самом деле едешь мимо. На этом этапе я сам столкнулся с подобным при борьбе с Ярославом Хрусталевым. Если коротко, тут я прекрасно знал, что слева Ярослав, но при этом с онборда был в полной уверенности, что еду четко на апекс и места взять чуть правее и попасть при этом в поворот у меня уже нет.



Как оказалось при просмотре со свингмана, ни на какой апекс я не еду.



Ярослав тоже едет не идеально точно, но мое смещение серьезнее.




Разъехались кое-как, и славно. Но это скорее заметка на тему Мерседеса и видимости из него. Оно на удивление обманчиво. Попробовал покрутить положение сиденья - не особо помогает. Держите это в уме.

В-третьих, резонансный эпизод, авария Гранатовича и Маметова. Хороший пример планирования маневров.

Видео для ознакомления:


На входе в поворот Маметов находится впереди и с учетом специфика этой змейки газ в пол - это уже повод задуматься. Но что хуже, Роман заходит по широкой траектории и шансов пройти поворот без потери скорости и времени остается ну совсем мало




В данном эпизоде самый адекватный выход - отказаться от борьбы и незначительно сбросить скорость, как, например, поступил Ярослав Хрусталев, находясь даже в более выигрышном положении, относительно Романа.



Места благо тоже достаточно (в том числе справа), как и времени, поскольку это еще только вход.



Вариант проехать шикану насквозь, как сделал Роман, тоже имеет место быть, но не на полном ходу. Просто по той причине, что проезжая шикану насквозь ты возвращаешься на траекторию, сокращая себе путь, и не теряя скорость из-за поворотов, как остальные. Как итог, столкновение. Здесь Роман уже попытался сбросить скорость, но было поздно.



На закономерный вопрос Маметова Роман дал комментарий, как я считаю категорически неверный во второй части:



Во-первых, то, что впереди стена - это определенно не проблема едущего по трассе гонщика. Факт в том, что Роман оказался в том месте где он оказался только по причине выбранной им траектории сквозь шикану без предварительного замедления. Обратимся также к регламенту.



Во-вторых, Роман оказался там где оказался, потому что решил не сбрасывать газ в первой части шиканы, когда и скорость ниже, и места для маневра больше. Траектория изначально не позволяла бороться в поворотах без торможения, ну вот прям никак, это был осознанный выбор продолжать.

Также держим в уме предыдущий комментарий про видимость из Мерседеса, который мог негативно отразиться на понимании положения машин. Рассуждать постфактум значительно проще, чем непосредственно в гонке. Но от ответственности это не освобождает. Возвращение на траекторию после среза шиканы имело место быть, что и привело к аварии.

Дополнительно комментарий касательно последствий эпизода. Столкновение Беллавина с потерявшим контроль над машиной Гранатовичем. Обоюдная вина чисто по положениям регламента. Роман принял решение не использовать тормоз, как описано в пункте 5.5.4, а попытаться поймать машину, тем самым поставив под угрозу других гонщиков на трассе. Беллавин же заранее видел происходящее, но надеялся проскочить под желтыми, что у него не вышло. Рабочий момент, предугадать тут что-то еще более сложно, чем появление Альберта Масленникова на апексе шпильки с дистанции в 5 корпусов.

Но по результатам всего произошедшего в данном эпизоде вывод может быть только один:


До новых встреч.​
 

VMSO_DA

Постоялец
Гонщик VRC
По горячим следам отмечу, что в Афусе на протяжении двух гонок я не видел соперников, которые попадали в слепые зоны (слева и справа), но чувствовал, что они где-то рядом, поэтому оставлял место.

Николай, спасибо за разбор ситуаций.
 

Анатолий

Профессионал
Гонщик VRC
Коля, спасибо за разбор. От себя добавлю, что а) я пользуюсь только "реальными" зеркалами, никаких виртуальных, б) Я внимательно следил за машиной впереди и позади в зеркалах, чтобы ни с одной из них не столкнуться. Альберт ехал далеко и сильно левее, поэтому я даже на уровне чутья не предполагал, что он вылетит на самый апекс. Если смотреть замедленный повтор, то он мелькнул у меня в зеркалах, но это было слишком на короткое время, и главное - перед самым апексом. Я в этот момент смотрел уже только на апекс и машину впереди. Как только увидел Альберта, нажал на тормоз (можно увидеть на реплее), но это никак не спасло.
 

RomanGr

Участник
Гонщик VRC
а шикану я "резал" потому что мне так хотелось или может всё-таки потому что на 6-7 секунде видео у меня справа машина и если я крутану направо на траекторию, то имею все шансы в эту машину приехать . я оставляю место машине справа , а вот машина справа судя по тому что случилось позже не задумывалась оставить место мне .

Очень хорошо во второй части видео с камеры соперника видно , что никаких попыток оставить мне место нет , даже мыслей таких нет , он едет максимально по выгодной траектории

[url=https://ibb.co/XVpnSc6] [/URL]

а ведь в этот момент слева моя машина , которая совершает "срез" шиканы, чтобы не приехать в левый бок . я нахожусь не сзади , мы едем параллельно ,соперник тоже обязан был оставить мне место и у него справа не было машин и было полно асфальта ,чтобы подвинуться.
 
Последнее редактирование:

RomanGr

Участник
Гонщик VRC
вот я в момент "среза" , там на скрине даже краешек машины соперника виден , маленький черный рядом с конусом .




Если не оставлять место , всегда будет то же самое , вернее будет раньше , здесь было где "срезать" , если бы там заканчивалась трасса , столкновение было бы на 8 секунде видео , когда я вынужден был бы ехать по левому краю трассы
 
Последнее редактирование:

RomanGr

Участник
Гонщик VRC
уже с сокомандником обсуждаем , опять всё просматриваю . видно же по видео - 8 секунда -- как только соперник появляется в поле моего зрения , я тут же сбрасываю газ , реагирую сразу .на 9 секунде газ сброшен полностью и я чуть тронул тормоз ,ещё до контакта , резко брать влево я не могу , как написал изначально , там уже вот она стена . по 23 секунде видео видно , что когда я появляюсь в зеркале у соперника , у него газ в пол без попытки сбросить . очевидно он смотрел на машину впереди , просто было не до меня .
 

Fanat Nakovalen

Профессионал
Гонщик VRC
Судья
Про борьбу в поворотах и треугольники было описано в первом выпуске колонки. В данном случае наивно предполагать, что при подобной траектории входа и перекрытии меньше чем в полкорпуса еще есть шансы побороться в ходовом повороте. Не говоря уже о том, что едешь ты сильно левее соперника. Проблема в том, что ты сосредоточился на "режу, чтобы не приехать ему в левый бок", но в данной ситуации ты и не должен продолжать с ним бороться, это просто не сработает. Иногда надо просто скинуть. По поводу так называемого "среза". Ну это срез. Ты принял решение резать, а не скидывать, ты же несешь ответственность за последствия.

Ключевая ошибка тут в том, что ты думаешь, что у тебя здесь есть право на борьбу, но просто по специфике поворота, по специфике входа - его нет, ты бороться можешь только поехав со входа поперек трассы, иначе ты в поворот не попадешь независимо от того, оставили тебе тут место, или нет.




Вот тут видно как мы с Хрусталевым едем, учитывая что мы бок о бок вошли, я направо смещаюсь, но ты то бок о бок с Маметовым не входишь, ты вообще в поворот не входишь и едешь мимо.



Опять же, не спорю, что когда ты едешь это все далеко не так очевидно, особенно если нет триплы или виара какого-нибудь. И опять эта видимость из Мерседеса, на онборде кажется, что Маметов рядом уже, хотя он нет. Но в данном случае ситуацию контролируешь только ты и от твоих действий зависит чем она закончится. И очевидно, что проехав по прямой, ты попадешь таки под машину, выходящую из шиканы. Зайди ты в первый поворот с ним параллельно, был бы хотя бы шанс понять, где именно спозиционирована машина, а так ты улетаешь влево из его зоны видимости.

Тормозить - потеря времени, но это тоже выбор. По итогу же ты потерял больше, чем если бы просто скинул.
 
Верх