Разбор инцидентов #2. ДТМ '91 Нюрбургринг.

Fanat Nakovalen

Профессионал
Гонщик VRC
Судья
Инцидентов было мало, зато попалась настоящая жемчужина, в исходе которой не были уверены даже ее участники. У меня было свое первоначальное мнение по инциденту, но наличие протеста и сложность эпизода побудили провести дополнительный разбор, в котором поучаствовали еще 6 человек из 4 стран мира, по итогам которого и выносился вердикт. Итак, встречайте:

Роман Гранатович - Андрей Фомичев, 2 гонка, 06:50, столкновение в борьбе за лидерство​


Видео для ознакомления:


Крайне интересный эпизод, как и в прошлый раз начинаем с текста протестов.

"Роман начал смещаться в с внешней части трассы в мою сторону раньше времени, не стремясь проходить поворот по более широкой траектории и неправильно оценив необходимое место для второй машины. За мгновение до контакта его машина была нацелена строго на апекс".

В целом понятная претензия со стороны Андрея, ответ Романа был интереснее.

"Контакт произошел на левой стороне трассы (в тот момент моей) я на "чужую" половину трассы не заехал".

Данная аргументация показалась мне странной (как окажется потом не только мне). Потому что никаких "своих" и "чужих" половин трассы не существует. По правилам нужно оставлять место хотя бы в ширину машины, но, согласитесь, было бы странно если бы при борьбе бок о бок гонщики размечали трассу как полосы на городской улице и держались бы в пределах своей "полосы". Нет, положение машин на трассе диктует только ее конфигурация, и если, допустим, впереди правый поворот, то гонщики будут проходить его в зависимости от ситуации по одному из двух первых сценариев, толкаясь локтями и используя максимум места, а точно не делить трассу пополам какой-то полосой, как показано справа.



Так что про всякие половины трасс забываем. От дополнительных комментариев гонщики воздержались. Возвращаемся к комментарию Андрея про апекс, на самом деле в момент контакта обе машины были позиционированы не оптимальным образом. Примерно прикинуть куда едет машина можно с преследующей камеры:



На этих изображениях может показаться, что машины реально смотрят на апекс (по правой границе машин), но на самом деле это не так, потому что с учетом перспективы обе машины будут смотреть немного мимо апекса.




Понятно, что линии нарисованы несколько условно, но важно тут одно: они в любом случае сходятся примерно в одном месте и гонщики будут делить один и тот же участок асфальта. Но, что еще неприятнее, это происходит задолго до входа в поворот, поэтому каждый участник думает, что места у него больше, чем на самом деле: ведь до апекса мы еще не доехали и можно немножечко улучшить свое положение.

Небольшого встречного движения хватило для контакта и последующей аварии. Поэтому моим первичным выводом сразу после гонки был ГИ, с учетом большой скорости, рельефа трассы, приближающегося правого поворота скорее контакт был следствием ошибки в оценке геометрии и позиций машин. Тем не менее последствия были серьезными, также был подан протест, поэтому далее я приведу мнения и доводы приглашенных судей [перефразировано/переведено].

#1: Гранатович допустил определенное смещение и несет большую ответственность за аварию. Штраф согласно регламенту.

#2
: Несмотря на небольшое смещение Гранатовича, Фомичев тоже мог ехать не так прямо. Особенно на такой скорости в подобном повороте. Не поделили трассу. ГИ.

#3
: Хотя сначала кажется, что Гранатович мог оставить больше места внутри, стоит обратить также внимание на кочку, сразу после которой трасса берет влево. С учетом прыжка Гранатовичу было не так просто позиционировать машину. Я определенно не виню Фомичева за смещение поперек трассы, тем более с его онборда ему так не казалось, однако считаю инцидент неудачным стечением обстоятельств, когда оба гонщика претендовали на один свободный участок асфальта. ГИ.

Самый ценный из полученных комментариев. Это то, что лично я совершенно упустил из виду. Хотя общий вывод у нас был один, действительно, если смотреть видео, то видно, что Гранатович едет строго вдоль прямой линии границы, но затем подпрыгивает на кочке, а трасса неожиданно уходит влево, после чего сразу и происходит контакт. Все те же самые факторы, рельеф трассы и поворотов и скорость. Плюс мягкая подвеска этих машин, отрабатывающая все кочки.




#4: Ехали параллельно, но потом трасса уходит влево [снова это ценное замечание] и контакт. Я не совсем понимаю сколько места у Фомичева [тоже перекликается с предыдущим комментарием относительно оценки расположения машин по онборду], но кажется он недостаточно резал угол к повороту. ГИ, возможно даже с большей виной Фомичева если места было достаточно.

Место справа действительно было, но как можно видеть на стриме Фомичева его количество оценить было достаточно проблематично.




#5: Гранатовичу не следовало смещаться вовнутрь. Руль у него повернут вправо, отворачивать он не пытается. Вина Гранатовича.

#6
: Очень сложный для оценки эпизод. Оба гонщика могли оставить друг-другу больше места. ГИ.

ВЕРДИКТ: гоночный инцидент.
Авария была спровоцирована сочетанием факторов рельефа трассы, профиля поворота, высокой скорости движения, ограниченностью видимости из машины и не точного ее позиционирования. Северная Петля является тяжелой трассой для обгонов, очевидной вины какого-либо из участников инцидента не было.​
 

romja11

Эксперт
Гонщик VRC
Если можно тут высказываться, то скажу следующее. В такой ситуации даже, если б не было кочки и трасса не уходила влево, адекватный вердикт и должен был остаться ги, так как место слева и справа вагон и две машины ехали в базе. Больше меня и не только удивило то, как они проехали левый поворот, после прямой до этого инцидента!)
 

Alexander Meshkov

Администратор VRC
Администратор
Организатор
Гонщик VRC
Оба психи) Если кроме них никто не пострадал, то ГИ, если задели ещё кого третьего, то виселица должна быть обоим. На петле кроме последней прямой в атаку лучше нигде больше не лезть. Это прям столкновение которого невозможно было избежать кроме как не начиная борьбу. Один зачем-то полез, другой почему-то не отпустил. Сколько места не оставляй, всё равно не хватит.
 

Fanat Nakovalen

Профессионал
Гонщик VRC
Судья
Оба психи) Если кроме них никто не пострадал, то ГИ, если задели ещё кого третьего, то виселица должна быть обоим. На петле кроме последней прямой в атаку лучше нигде больше не лезть. Это прям столкновение которого невозможно было избежать кроме как не начиная борьбу. Один зачем-то полез, другой почему-то не отпустил. Сколько места не оставляй, всё равно не хватит.
Я не согласен. Это гонки в конце концов. Даже тут был шанс пройти чисто. Но требуется точность и уверенность
 

Alexey Savelyev

Профессионал
Гонщик VRC
Все четко. Быстрый поворот - оставляешь места больше или отпускаешь внутри идущего, еще и учитывая вес машин. Почему-то Фомичев оставил место в предыдущем повороте, а Гранатович просто ошибся повернув раньше нужного. Правда не понятно по повтору попадал ли оптимально Фомичев в поворот, или как Хэмилтон скипну апекс. Если да, то это ГИ т.к. оба ошиблись. Но тут не видно, так что раз Коля говорит, что виноват Гранатович, значит так оно и есть. А вообще обидно, потому что получилось красиво
 
Верх