О правилах борьбы в поворотах

Fanat Nakovalen

Профессионал
Гонщик VRC
Судья
Правила борьбы в поворотах являлись камнем преткновения на протяжении всего моего пребывания на портале с 2017 года. Было поломано много копий, проведено не одно масштабное сражение на форуме, а тема так и осталась болезненной. В итоге когда до регламента дорвался я сам, все старые правила борьбы в повороте были целиком удалены из текста, и заменены на весьма расплывчатую формулировку про оставление места, но если что, то судьи могут трактовать моменты по своему.

Основной причиной именно такого решения была невозможность описать столь комплексную тему словами в тексте. Слишком много ситуаций. Однако даже если что-то нельзя регламентировать, можно дать советы и указания по поведению в той или иной ситуации. Мне довольно долгое время не удавалось их сформулировать самому, но не так давно я обнаружил, что в англоязычном интернете все уже несколько лет как сделано за нас. Поэтому сегодня речь пойдет о сформулированным профессиональным гонщиком Рэнди Побстом (Randy Pobst) правиле, которое наиболее полно, но в то же время емко описывает общие правила борьбы в повороте. Он назвал этот принцип vortex of danger (переложение данного термина на русский является проблематичным).

В первую очередь нужно определиться с некоторой терминологией, а именно, с полем зрения водителя. Нужно учитывать, что если вы находитесь в минимальном перекрытии сбоку от впереди идущей машины, то в 99% случаев на входе в поворот или выходе из него ВАС НОРМАЛЬНО НЕ ВИДНО. Даже в виртуальных зеркалах, хотя в первую очередь речь идет о простом взгляде прямо. А то, что видно дает весьма слабое представление о реальном положении машины. Вы сами можете проверить это, либо вы уже это знаете по опыту гонок. Конечно, в симуляции мы несколько ограничены, и если у вас нет трипл-скрина, вы не ездите в VR или у вас весьма нестандартный FOV - ваше поле зрения может быть еще меньше, тогда и вовсе начинается предугадывание. Однако в среднем поле зрения можно приблизительно описать следующими изображениями:








Слепые зоны для лидирующей машины


Опять же, в первую очередь данные изображения будут относиться к идеальной ситуации, где вы едете на реальной машине и у вас работает периферийное зрение. Но поскольку в симуляции все будет еще хуже, то они очень важны для атакующего: при обгоне ситуацию контролируете в первую очередь вы сами, просто потому что вам видно гораздо больше, и возможно стоит подумать и не бросаться в авантюрную атаку при отсутствии должного перекрытия, поскольку обороняющийся заведомо ограничен в видимости.

Теперь переходим к сути. Что же такое vortex of danger. Рэнди Побст определил его как треугольник, углами которого являются точка входа в поворот впереди идущей машины (где-то с середины корпуса, где зеркала еще что-то показывают), апекс поворота и внутренняя граница трассы. Это будет vortex of danger на входе. На выходе же углами будут, соответственно, апекс, точка выхода из поворота лидирующей машины и внешняя граница трассы. На следующих изображениях vortex of danger изображен заштрихованной областью.





Соответственно, если перед входом в поворот или на момент выхода из него вы еще не находитесь в заштрихованной области - вам ни в коем случае не стоит в нее влетать, иначе столкновение будет на вашей совести. Но здесь есть нюансы. Не просто так в регламент было введено понятие "дайвбомбы" и неопределенность последствий.

Опять же, нужно понимать терминологию и реалии гонок. Точка входа в поворот - это не начало торможения. Это именно начало непосредственно поворота машины. Если вы можете перетормозить соперника и попасть в его vortex of danger заранее - все нормально. Но и здесь не все так просто. Проблема заключается в том, что чем более скоростной поворот, тем меньше будет эта грань между торможением (а где-то торможение вообще не потребуется) и началом входа в поворот. Поэтому там, где на небольшой скорости остаются шансы проехать все кооперативно, в скоростных поворотах попытка "въехать" в vortex of danger ходом с вероятностью 99% закончится аварией по вашей вине.

Другой важный нюанс - это разница в уровне гонщиков и их поведении на трассе. Она у нас зачастую большая. Из-за разных точек торможения, траекторий и в принципе разного стиля вождения гонщик может попасть в vortex of danger сам того не ожидая, такие момент будут трактоваться индивидуально, но крайне рекомендуется учитывать это при обгоне более медленных машин.

Подведем промежуточные итоги: при отсутствии должного перекрытия непосредственно при начале поворота или на выходе из него в 99% случаев правильным решением будет отступить и попробовать позже. Постарайтесь держать изложенное выше в уме, если не хотите нахватать штрафов и испортить несколько гонок себе и своим соперникам.

Данное правило и трактовка сейчас официально зарегистрированы в многих сводах, например, в рулбуке Американского Автомобильного Клуба (SCCA), оно получило широкое распространение среди любителей и профессионалов, однако у него есть и неожиданное продолжение.

До этого момента мы были сосредоточены на обгоняющем, уже заранее повесили на него всех собак и сидим довольные. Однако есть одна вещь, которую должны помнить и обгоняемые. А именно то, что вы сами определяете величину своего vortex of danger. Это в своем блоге написал гонщик-любитель Иэн Корф (Ian Korf, если владеете языком, то можете почитать его блог с говорящим названием: https://yousuckatracing.com/) и это действительно стоит держать в уме лидирующему гонщику. Если позади вас едет машина, готовая пойти на обгон, то вам как правило не стоит самостоятельно увеличивать свой vortex of danger, приглашая таким образом атакующего к безрассудному и, вероятно, обреченному на провал маневру. Объясним на следующих изображениях.






В первом случае желтая лидирующая машина заходит в поворот по оптимальной траектории, создавая таким образом большой тругольник (выделен серым). Данное пространство буквально приглашает гонщика позади пойти на обгон, который скорее всего закончится столкновением. На втором изображении желтая лидирующая машина занимает консервативную оборонительную траекторию: едет примерно посередине трассы. Данное положение является классическим для обороны и решает сразу несколько проблем: траектория оказывается не настолько скомпрометирована как если бы вы чисто прижались вовнутрь, но при этом размер треугольника явно дает понять, что места в повороте для машины позади нет и при должной сноровке вы безопасно останетесь впереди.

Рекомендация: постарайтесь избежать создания больших пространств vortex of danger при обороне, если только вы не хотите умышленно пропустить соперника. Да, вина от столкновения все равно останется на позади идущей машине, но вам от этого будет не легче, поскольку гонка будет потеряна. Вы можете понадеятся на то, что сзади окажется джентльмен, но в конечном итоге в гонках иногда эмоции берут верх над рассудком.

Итог: vortex of danger достаточно ясно дает вам понять что можно, а что нельзя делать при борьбе в повороте. Он достаточно гибок и контролируется как обгоняющим, так и обгоняемым, поэтому постарайтесь использовать этот принцип как при атаке так и при обороне позиции. Не оставляйте все на своего оппонента, но и сами не зевайте. Я попрошу организаторов по возможности давать ссылку на этот пост в чемпионатах, чтобы он не терялся, и у гонщиков, особенно не опытных, было понимание из чего складываются те или иные гоночные и судейские решения. Ну и он навсегда кака я думаю останется здесь для ознакомления, всегда добро пожаловать. Удачи в гонках!​
 
Верх